выбор 3d редактора 2008/2009
3D-пакеты: 2008/2009
На носу 2009-й... А в области программ 3D-моделирования, анимации и
визуализации происходит достаточно серьезное противоборство. И это все на фоне
того, что в спину дышат «новички», да еще и кризис финансовый в мире. Так много
молодых конкурирующих программ появилось не зря, потому как сегмент рынка
финансово перспективен. Сейчас очевидно наличие пяти крупных игроков: Autodesk
3ds MAX, NewTek LightWave3D, AVID Softimage|XSI, Maxon Cinema4D и Autodesk Maya.
Все эти программы являются высокопрофессиональными и, кстати, во многом
взаимозаменяемыми. Теперь перейдем к рассмотрению положительных и отрицательных
сторон каждого из них.
Autodesk 3ds MAX
Плюсы: Данная программа является открытой
архитектурой, причем самой популярной в мире, поэтому количество дополнительных
плагинов, расширяющих возможности системы, достигает нескольких сотен.
Инструментарий откатывался годами, причем многое из того, что вы видите в
комплекте стандартной поставки сейчас, раньше нужно было приобретать как
отдельные подключаемые модули. Моделирование в 3ds MAX является достаточно
простым в освоении и применении. Есть множество руководств. Инструментарий с
точки зрения создания объемных примитивов очень широк и во многом
автоматизирован. Полигональное и NURBS-проектирование показаны на стандартном,
т.е. достаточном для многих специалистов, уровне. При этом напрочь отсутствует
такое понятие, как «слои», в том активном смысле, что мы можем встретить в Maya и LightWave3D. Варианты, предложенные в рамках создания окраски и материалов,
вернее, их параметры, не отличаются большим количеством параметров, каким
наделены другие, более профессиональные в этом вопросе, программы. В общем, мы
имеем, с одной стороны, минимализм, а с другой — простоту работы. Очень много
великолепных моделей-примеров создавалось именно в 3ds MAX.
Минусы: Если
смотреть с современных позиций, программа не очень хорошо подходит для создания
сложных сцен. Этому также не благоприятствует громоздкость интерфейса, который
не является трансформируемым под представленные задачи, во-вторых, в нем все
повторяется по несколько раз, что в определенное время начинает только мешать. С
другой стороны, моделирование в рамках этой программы, его стиль во многих
случаях не позволяет достичь глубоких и ярких для восприятия
эффектов.
NewTek LightWave3D
Плюсы и минусы сразу: Очень
мощное средство моделирования, а особенно анимации, потому как оба этих процесса
разделены на две оболочки: Modeler и Layout. С одной стороны, это удобно, с
другой… не до конца решен вопрос интерактивной связи между Modeler и Layout. То
есть она односторонняя. Создав модель в первом и переслав ее во второй, все
изменения, внесенные впоследствии, нельзя подвергнуть повторной обработке в
моделировании. Вообще там практически все представлено в рамках собственного
видения разработчиков. И хотя это позволяет существенно облегчить интерфейс для
обеспечения рабочего процесса, с большой натяжкой можно назвать сам интерфейс
(вернее, интерфейсы) интуитивно понятным. Очень многое скрыто «внутри». То есть,
например, вы не можете сразу начать работать с частицами и даже не найдете таких
пунктов в меню.
Хотя все это есть, только нужно выходить на свойства
«нулевого» объекта и т.д. При этом инструментарий анимации и создания сложных
динамических сцен очень напоминает Maya. Хотя у LightWave3D есть один интересный
момент в моделировании. То есть практически во всех случаях мы сталкиваемся с
полигональным вариантом, и даже сплайновое моделирование происходит по всем
законам полигонального. То есть NURBS явно отсутствует, хотя имеют место те же
инструменты вроде Lathe и Extrude. А также есть промежуточный вариант
подразделенных поверхностей SubPatches для сглаживания форм. На самом деле,
может, сами разработчики в этом и правы, потому как при визуализации все равно
все всегда разбивается на полигоны. Но пользователи, привыкшие работать с NURBS
для создания органических форм, находят все решения и упрощения в LightWave3D
мешающими. В общем, LightWave3D — по существу, уникальный продукт, в котором
минусы могут восприниматься как плюсы, и наоборот:). Поэтому мы и не стали
разделять.
AVID Softimage|XSI
Плюсы: Вот
здесь мы видим неплохой интуитивно понятный интерфейс без всяких «перегрузов»,
только, как всегда, к нему нужно привыкать отдельно. Причем в данной
малоизвестной у нас программе имеется ряд весьма интересных вещей. То есть при
моделировании используются либо полигональный вариант, либо NURBS (в рамках
программы он называется Surface Modelling), и в последнем случае дополнительно
реализован вариант прямого взаимодействия с Adobe Illustrator (импорт AI- и
EPS-файлов при условии, что они будут содержать только линии и кривые, в них же
может быть преобразован текст и отключены функции TIFF’а). Как видите, весьма
интересное сочетание, причем оно избавляет разработчиков от применения множества
типов кривых — такой вот веселый ход. Как покажется многим специалистам,
моделирование не является самой сильной частью программы, хотя видно, что
разработчики очень хотели, чтобы так оно и было.
Но гораздо
больших, а иногда — и колоссальных успехов они добились в области анимации
персонажей (тот же mocap — перенос движения от одних анимированных объектов к
другим) и создания спецэффектов. Например, с теми же частицами — взрывы, пламя,
снег, дождь, перетекание и т.п. Выглядит иногда даже красивее и эффектнее, чем
это делают в Maya. Для 3D-анимации используются специальные технологии в области
векторных и растровых эффектов. Среди них отметим Eddy (Vacuum) — реализацию
эффекта вакуума или турбулентности для частиц, волос, одежды и т.п. по принципу
реальных природных сил, наличие 48 художественных эффектов по типу Photoshop’а и
т.д.
Минусов у программы нет за исключением, пожалуй, не совсем понятной
NURBS-части моделирования. Слишком уж просто она представлена.
Maxon Cinema4D
Как мы уже рассматривали в статье «Популярно о
NURBS-моделировании», это великолепный и очень мощный продукт.
Плюсы:
Основной плюс — это максимально удобный интуитивно-пользовательский интерфейс.
Чем-то он похож на 3ds MAX, чем-то на Maya, но, как правильно отметило очень
большое количество специалистов, в Cinema4D сложные вещи делаются очень быстро и
легко. Сама организация интерфейса дает такие возможности: все основные события
по управению за исключением непосредственно работы с формами и расстановкой
моделей происходят и отображаются в боковом окне. Провести параллель с подобным
окном и списком модификаторов 3ds MAX так и хочется, но они отличаются, и
разительно. Нет никаких удлиненных раскладывающихся списков с параметрами, не
нужно делать переходы через множество окон. В Cinema4D все вообще расположено
прекрасно. Причем прямо в этом боковом окне вы можете группировать объекты,
производить различные логические операции, даже не глядя на экран проекций.
Вопросы управления решены… удивительно, но эффективно — можно работать просто
мышкой, практически не используя клавиатуру (только несколько ключевых клавиш).
Это вам не «нажмите Ctrl+P, потом F7, затем s строчное…», что можно встретить
практически у всех конкурентов. Хотя стоит отметить, что новое поколение
3D-пакетов взяло аналог управления от Maxon’а. Причем как-то очень легко
получается работать с NURBS. C NURBS! В некоторых программах все это настолько
сложно и утомительно, что невольно хватаешься за голову. Мало того, специально
для NURBS в Cinema4D имеются свои модификаторы, уникальные по сути. Не нужно
никаких subpatches и прочей ерунды. В принципе, здесь можно смоделировать объект
любой сложности с высочайшим качеством, эффективно используя время. Закраска и
текстурирование решены на очень высоком уровне, особенно эффектно выглядят
отражения от поверхностей и т.д. Свет расставляется тривиально, хотя не совсем,
поскольку реализовано небо, на которое можно «натянуть» какую-нибудь текстуру, и
вы получите соответствующее освещение. Например, очень эффектно выглядит закат
или рассвет. Кстати, для этих целей вам не нужно специально искать
соответствующие картинки заката и рассвета, потому как есть специальный модуль,
в который загружается изображение с облаками, а потом вы указываете время суток
и т.п. Есть и такие вещи, как туман, загрузка земной поверхности (пола).
Отдельно стоит сказать о создании теней от объектов, в рамках которого
используется специальный алгоритм Гуро, где используется безреберная
поверхностная модель с реалистичным расчетом света. Сам интерфейс является
трансформируемым, и все пункты меню на экране (их состав) во многом зависят от
выбранного режима (моделирования, анимации и т.п.).
Минусы: И хотя в
программе уже появилась система работы с частицами со всеми вытекающими
последствиями, этот модуль остался не совсем доработанным, то есть реалистичного
огня, дыма, взрыва и т.п. вы создать практически не сможете. Мало того, наделав
очень много шума в мире 3D- аниматоров и моделеров, Cinema4D почему-то стала
развиваться как… архитектурная программа. Хотя в ней делается множество
популярных мультфильмов, производятся видеоклипы известнейших групп… Посмотрим,
как дело дальше пойдет.
Autodesk Maya
Не верьте, если вам
скажут, что с 3ds MAX или LightWave3D вы сможете пересесть на Maya быстро.
Управление с использованием трех кнопок мыши (третья на колесике) и множеством
«клавиатурных» изысканий дадут о себе знать и разозлят любого, кто работал во
многих других программах. Хотя не всех. Например, в Cinema4D для того, чтобы
«покрутить» сцену, сместить и т.п., используются кнопки 1,2,3 плюс нажатая левая
кнопка мыши. В Maya для работы в окнах проекций, связанной с облетом камерой,
панорамированием и изменением масштаба нужно нажать клавишу Alt и левую, среднюю
или обе эти кнопки мыши одновременно. Схожая ситуация в AVID Softimage|XSI, где
также используется три кнопки мышки, и данные операции производятся при нажатой
«z» или «s». То есть привыкнуть к такому стилю управления — дело привычки. Но…
как это все достает на начальном этапе пользователей 3ds MAX или LightWave3D, вы
себе не представляете:), особенно если они вообще не знают о том, что все
делается подобным образом. В общем и целом Maya на сегодня по праву самый
сильный пакет в области профессионального создания максимально реалистичного 3D.
Все, что изобретено в современном моделировании и анимации, в полной мере в нем
представлено, поэтому изучать нужно много. Подход достаточно прост: если вы
хотите что-то сделать, открывайте Help и читайте, как это нужно делать. Впрочем,
в документации к программе обозначено все, вплоть до того, какую кнопку мыши в
сочетании с какой клавишей нужно нажимать. Особенно веселят пункты: «Нажмите
левой кнопкой мыши при поднесении к такой-то кнопке меню быстрого
доступа».
Возможны три типа моделирования: полигональное, NURBS и
subdivision (выделено как отдельное). Для более быстрой работы при моделировании
изобретен универсальный манипулятор, который совмещает в себе сразу три
инструмента: move, rotate и scale. Он работает только на уровне объектов.
Интерфейс является трансформируемым и переключается между характерными режимами.
Если в других пакетах (кроме EOVIA Amapi Pro) полигональное и NURBS варианты
моделирования распределены неравномерно, то есть в разных соотношениях по
приоритетам, то в данном случае они равны. При этом одних и тех же результатов
вы можете достигать, используя либо то, либо другое. Тут уж на ваш выбор — что
вам легче. Пользователям многих других программ встретятся новые вещи в виде
вариантов сочленения поверхностей, указания нормалей для полигонов и вершин и
т.д. Это достаточно удобно. Также вопросы раскраски и текстурирования решены,
пожалуй, на самом лучшем уровне среди всех вышеописанных программ. В плане
анимации Maya максимально приближена к LightWave3D, то есть, работая с
траекториями и другими параметрами, вы можете использовать графические
представления их изменения. Соответственно, все можно менять по определенным
шаблонным законам и т.д. Но если говорить о частицах и эффектах, с ними
связанных, то тут Maya нет равных. Особенно это касается fluid-эффектов, то есть
связанных с течением, бурлением или перетеканием чего-либо. Можно эффективно
создавать плывущие облака, морские волны, извержение вулкана. Кстати, результаты
будут неотличимы от реальности, поскольку за основу всего взяты динамические
природные модели. Только обратите внимание на вашу версию Maya — некоторые из
них ограничены по количеству fluid-эффектов и дают возможность использования не
более одного. То есть показать морские волны и плывущие облака одновременно вы
не сможете.
Не так давно в Maya появилась одна прекрасная штуковина,
аналог которой можно было увидеть только в некоторых программах 2D-анимации.
Называется она Artisan brush tool. Речь идет о кисточке, которая может рисовать
готовыми шаблонами. Таким образом вы можете нарисовать, к примеру, клумбу, где
будет много разных растений и цветов и т.д. Ну, а в области динамических
характеристик объектов (упругие-мягкие), создания волос, одежды (ткани) и меха
посоревноваться с этим пакетом может лишь AVID Softimage|XSI.
В завершение
Конечно, всего не опишешь в рамках обычной обзорной
статьи, но в данном случае мы выделили отдельные специфические моменты,
свойственные каждому из продуктов. Бесспорно, лидером выглядит Maya, хотя
NURBS-инструменты Cinema4D идут вне всякой конкуренции, AVID Softimage|XSI имеет
очень хорошие возможности в области анимации персонажей и работы с видеорядом,
LightWave незаменима для кино, 3ds MAX всеми любима, и ее ресурсы неисчерпаемы.
По существу, во всех случаях мы говорим о соединении достижений передовой науки
и творческой мысли. Отдельно стоит отметить тот факт, что сейчас происходит
тяготение от полигональных моделей к математическому представлению точек в
пространстве. Если раньше «треугольники» были просто компьютерной
необходимостью, потому как мощности аппаратной части не могли себе позволить
обрабатывать каждую точку изображения 3D- объекта, то сейчас ситуация работает с
точностью до наоборот: создаются огромные трехмерные миры, где есть облака,
моря, деревья. И все выглядит натурально.
|