фото жаба
|
Как разоблачить фотоманипуляции
|
В СМИ и блогах всё чаще всплывают фотографии, которые на поверку оказываются подделкой, поэтому мы уже начинаем подозревать работу мастеров Photoshop в любом необычном кадре. Но часто можно самостоятельно выяснить, смотрим мы на настоящее фото или нас дурачат, если, конечно, против нас не работают профессионалы.
страница 2 1
предыдущая
Выявляем настоящие фото жабы
Но согласитесь, сам факт того, что съёмку открывали, редактировали или даже кадрировали в Photoshop, мало что значит. В форумах фотографы постоянно пинают друг друга за упоминание Photoshop в метаданных EXIF, и тут же сами друг другу признаются: да, светлил, контрастил – и что с того? Ведь журналы тоже готовят каждую иллюстрацию к печати, но от этого она не становится фотожабой. И при конвертации из RGB в CMYK в зависимости от rendering intent можно получить разные значения одного и того же пикселя.
Нас больше интересуют манипуляции другого характера, например – перенос частей одной фотографии в другую (вспомните «свидетеля из Фрязино», который засветился даже на Потсдамской конференции) или дублирование участков внутри иллюстрации. Тут советы специалистов по выявлению подделки подразделяются на две большие группы: во-первых, проявлять наблюдательность, а во-вторых, использовать специальные технические приёмы.
Проявляем наблюдательность
Известный исследователь Синтия Барон, автор книги «Adobe Photoshop Forensics» («Использование Photoshop в расследованиях»), в недавнем интервью журналу The Christian Science Monitor посоветовала в первую очередь обращать внимание на следующие вещи.
- Положение, угол наклона и длина шеи и головы. Нередки случаи, когда головы звёзд в журналах и рекламных макетах «для красоты» приклеивают на чужие тела.
Супершея. Рекламный плакат мюзикла «Mamma Mia!». Найден в блоге Photoshop Disasters, целиком посвящённом нелепым ошибкам дизайнеров. Настоятельно рекомендую занести его в закладки, предварительно как следует посмеявшись
- Слишком ровные линии. Если человек на фото держит в руках плакат, текст на котором абсолютно горизонтальный, а буквы прямые, кадр может быть подделкой.
- На фото изображено нечто, невозможное в реальной жизни, к примеру – у героев фото слишком большие или маленькие руки или ноги, машины летают по воздуху, людей тошнит оранж-содой.
- Тени и отражения людей и предметов.
А профессор Фарид предлагает обращать внимание на освещение и отражение света от разных объектов. Суть технологии в том, что части смонтированного фото бывают по-разному освещены, правда, иногда приходится поискать объект в кадре, на котором это было бы хорошо видно.
Например, в онлайн-версии журнала Scientific American Фарид анализирует им же собственноручно подделанное фото, для того чтобы показать характерные моменты. Щёлкайте, там занятная картинка. Для того чтобы появились объяснения, нужно нажимать красные кружки. А для того чтобы посмотреть оригинал, жмите на голубую надпись «View Original» над фото. Если вкратце:
- Глаза мужчины: в зрачках у мужчины и у женщины по-разному отражается свет, значит, их фотографировали отдельно, а потом склеивали части кадра.
- Плечо мужчины, шлем женщины: попиксельный анализ показывает, что на плече что-то замазывали, а шлем женщины скопирован из шлема мужчины и перекрашен. (Про то, как именно автоматически анализируют изображения, я расскажу через пару абзацев.)
- Кусты: их клонировали при помощи инструмента Stamp, для того чтобы замазать велосипедистов.
- Лицо женщины: оно освещено не так, как другие части изображения. Свет падает на него справа, в то время как остальные объекты освещены сверху. Таким же образом можно понять, что гидрант – тоже фотожаба.
С отражением света в зрачках есть ещё один интересный пример. В Америке есть телевизионное шоу под названием «American Idol». Какое-то издание должно было делать про них материал, но фоторедактору показалось, что предоставленный телевизионщиками кадр – не настоящая фотография. Обратились к профессору Фариду, и он опять стал сличать блики в зрачках. В результате анализа возможного положения источников света выяснилось, что фото состоит как минимум из трёх частей.
Ведущий и жюри шоу «American Idol». Посмотрите им в глаза. Видите, что кадр склеивали из кусков? Фото с сайта профессора Фарида
Ещё один прекрасный способ выявить подделку – просмотреть подозрительное фото при большом увеличении, обращая внимание на несовпадение частей по свету, контрасту, зернистости и насыщенности. Часто в этом помогают старые добрые инструменты Image->Adjustments->Levels (гистограмма), Image->Adjustments->Curves (кривые), а также Image->Adjustments->Hue-Saturation (цвет и насыщенность). Попробую объяснить принцип.
Лицо женщины сильно светлее лица мужчины. Это особенно хорошо видно, если подкрутить белую точку на гистограмме. Фотожаба автора dedveller из сообщества http://fotozhaba.com
Парень в центре не того оттенка и не такой насыщенный, как его окружение.. Особенно хорошо это заметно, если покрутить ручки Hue и Saturation. Фотожаба автора alzat из сообщества http://fotozhaba.com. Вообще, очень рекомендую это сообщество. В ежедневных упражнениях можно здорово набить руку в общёлкивании контуров
Настоящие фотожабы: попиксельный анализ
Вы, конечно, помните, что растровое изображение представляет собой матрицу из точек, каждая из которых имеет числовое значение. Вернее, матрица своя для каждого канала, то есть в RGB-изображении их будет три, R, G и B. Если нам надо увеличить RGB-изображение, например, с размера 10х10 пикселей (всего 100 пикселей в каждом канале) до 20х20 (всего 400 в каждом канале), Photoshop создаст 300 новых пикселей на канал, усреднив значения соседних существующих точек.
Сильно упрощённый пример того, как изображение увеличивается в Photoshop. Это только красный канал, новые точки белые, а старые – чёрные. Например, в первой строке 197=(199+195)/2
Дело в том, что в реальных изображениях подобные строгие закономерности встречаются только одинаково по всей площади кадра и означают, что он увеличивался или уменьшался. Если же в разных участках изображения закономерности разные, есть основания полагать, что это части разных изображений или их размер друг относительно друга в кадре изменялся.
Вот вам пример. Программа, написанная командой десять раз упоминавшегося уже здесь профессора Фарида, помогла вскрыть подлог при проведении прошлогоднего конкурса среди рыбаков. Победитель этого конкурса определяется по фотографиям, которые участники шлют организаторам. Один шутник вытянул рыбу на компьютере, но не учёл строго математического алгоритма работы Photoshop.
Участник конкурса рыболовов растянул свой улов, но анализ массива значений пикселей показал подделку. Фото с сайта профессора Фарида
Причём подобные следы остаются не только при растягивании. При помощи спецсофта можно выявить поворот части изображения, а также следы клонирования – работы инструментом Stamp и ему подобными.
В предвыборной кампании Джорджа Буша использовалось вот такое фото. Впоследствии удалось доказать, что одни и те же лица солдат просто наштамповали в несколько мест, потому что по цифрам эти участки одинаковые. Фото с сайта профессора Фарида
Известно также, что Adobe Research Labs работал над плагинами для Photoshop, которые называются Clone Tool Detector и Truth Dots. Первый ищет в изображении клонированные области, а второй помогает определить, кадрировалось ли фото, анализируя пиксели по краям. Причём где-то год назад весь англоязычный Интернет хором написал про то, что эти плагины станут частью ожидавшегося тогда Photoshop CS3, и мы стали ждать. Теперь мы уже знаем, что никаких Truth Dots в CS3 нет, но профессор Фарид, который участвует и в этой разработке, говорит, что она продолжается. Просто перед выходом CS3 эти плагины решили в состав пакета не включать. И теперь одному «Адобу» известно, включат ли вообще, и если да, то когда. Хотя, конечно, очень жалко.
страница 2 1
предыдущая
|